В ресурсном центре «Добрый» детям с РАС помогают осваивать гаджеты для социализации и альтернативной коммуникации

5 июля 2022

В ресурсном центре «Добрый» благотворительного фонда «Искусство быть рядом» подростков с расстройством аутистического спектра (РАС) учат пользоваться мобильными технологиями для коммуникации с внешним миром. «Коммуникативный клуб для подростков с РАС «КиберNETики» действует с осени 2021 года в помещении, которое НКО получило от столичного Департамента труда и соцзащиты как победитель конкурса помещений.

Ресурсный центр создан в рамках инициативы фонда по созданию пространства для детей с особенностями здоровья, их братьев, сестер и родителей, где каждый найдет необходимую для себя форму поддержки.

Дети с аутизмом имеют сложности при коммуникации и взаимоотношении с другими людьми, при этом они нуждаются в общении, в развитии своих социальных и коммуникативных навыков.

Современные цифровые технологии, телефон, интернет и любые гаджеты, предполагающие общение, стимулируют развитие коммуникативных навыков и служат средством альтернативной коммуникации для людей с РАС.

Идея научить подопечных общаться с миром с помощью телефона или компьютера пришла сотрудникам центра. Они видели, насколько родители стремятся развивать коммуникативные компетенции у своих детей с РАС. И специалисты центра Сергей Андреев и Александра Бурцева разработали и запустили свой проект.

«У людей с РАС есть сложности с межличностным общением в реальной жизни с реальным человеком. Им трудно поддерживать контакт глаз, использовать вербальные навыки, связанные с вокальной речью. Занятия учат детей включать в коммуникацию дополнительные инструменты — телефон или ноутбук, которые минимизируют трудности и задействуют вербальные навыки. И когда ребенок сам читает сообщение от педагога, в этой коммуникации нет личного контакта, не нужно никому смотреть в глаза — то есть преграды для общения нет», — поясняет Александра Бурцева, методист центра.

Дети разделены на три группы. В двух младших занимаются дети 10 — 14 лет. Они развивают конкретные навыки использования различной техники. Учатся писать в чате, находить нужный смайлик, искать картинки в поисковике и направлять их в общий чат.

В старшей группе — подростки 14 −16 лет. Они не только овладевают разной техникой, но и развивают предпрофессиональные компетенции — изучают, как готовить публичные выступления, как создавать план презентации, как выступать и справляться со стрессом.

На занятиях педагоги также используют голосовой помощник «Алису», поскольку у сервиса много игровых и развивающих навыков. Специалисты отмечают, что детям иногда даже интереснее взаимодействовать с Алисой, чем с педагогом.

«Занятия дают ребенку умение и возможность, а также инициативу пользоваться техникой продуктивно, а не то, из-за чего так переживают родители — просмотр мультфильмов, игра в компьютерные игры. Родители дадут альтернативное поведение детям, то есть пример и возможность использовать телефон для межличностного общения и обеспечения безопасности, например, чтобы ребенок мог сообщить, где он», — отмечает ведущий занятий Сергей Андреев.

Занятия максимально мотивируют детей с РАС, ведь так часто в подростковом возрасте возникают проблемы. Сотрудники центра довольны результатами обучения и тем, что нашли новый инструмент, который для подростков с РАС является и мотивационным, и полезным.

«В нашу жизнь интегрированы различные цифровые технологии: люди работают удаленно, заказывают продукты через смартфон, строят маршрут в навигаторе. Наши дети совсем скоро станут взрослыми, и мы делаем все, чтобы с каждым днем они становились все более самостоятельными. Проект, который придумали специалисты нашего центра, отвечает веянию нового времени и дает колоссальную пользу подопечным фонда, ведь для детей с РАС так важно развивать навыки для самостоятельной жизни в дальнейшем», — отметила Светлана Шифрина, директор БФ «Искусство быть рядом».