ТЕОРИЯ

Видов, разновидностей и форм буллинга очень много. Можно перечислить самые часто встречающиеся виды травли. Самая простая классификация буллинга делится на два вида — прямой или косвенный.

Прямой — формы физического насилия над жертвой, когда портят одежду или другие вещи, отбирают деньги.

Косвенный — формы психологического насилия над жертвой: когда объявляют бойкот, распространяют сплетни, манипулируют дружбой, клевещут, перекладывают вину за общие проступки, делают фотожабы, придумывают уничижительные прозвища и др.

Однако в чистом виде прямой или косвенный буллинг встречается редко. Безнаказанность действий провоцирует агрессоров изобретать все более изощренные виды издевательств. Тычки, подножки начинают дополняться грубостью и оскорблениями. А к примеру, «благородный» бойкот рано или поздно приводит к массовому избиению жертвы.

ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ

КОММЕНТАРИЙ К ТЕМЕ:

Физическое насилие всегда проще отследить, а главное доказать. Потому, на первом месте, при анализе ситуации в детском коллективе стоит уровень физической агрессии.

Как бы активно ни продвигалась идея, что драки, особенно между мальчиками, — это естественная часть взросления, это не так.

Регулярные драки (толкание, пихание, пинки, подножки, подзатыльники, удары и пр.) в детском коллективе — это в любом случае повод для взрослых спросить, что вообще происходит. Но это еще и частый симптом того, что в коллективе проморгали травлю.

Очень распространено мнение, что ребенку просто надо не дрейфить и набить морду обидчикам. Да и истории в соцсетях о травле часто подталкивают к такому решению проблемы. «Отдайте мальчика на бокс, травля прекратится»; «Как только я взял стул и огрел обидчика по голове, от меня сразу отстали».

Вот только это не решение проблемы, а скорее запуск нового витка травли, основанного на преимущественно косвенных форм буллинга.

Что делать ребенку, если его никто пальцем в классе не трогает, но любое обращение

одноклассников начинается с уничижительного прозвища, а заканчивается оскорблениями? И так каждый день, на протяжении долгого времени. А все вокруг смеются.

Да, обычно такие ситуации приводят к вспышке агрессии со стороны жертвы травли.

Агрессии на взгляд учителей и родителей ничем не мотивированной, внезапной. И результат — жертву будут рассматривать как агрессора, а к детской травле добавится еще и давление со стороны взрослых.

СЛОВЕСНЫЙ БУЛЛИНГ

Уничижительное производное от имени или фамилии, обидная кличка, подчеркивающая физические недостатки ребенка, дурацкое прозвище.

Поначалу словесный буллинг может казаться взрослым самой безобидной формой отношений в детском коллективе.

Ну подумаешь, называют Лену — дурочкой-снегурочкой или дразнят Сашу рёвой-коровой.

НО! Роль жертвы формируется именно на этом внешне безобидном этапе. Ребенка обидели, но все вокруг смеются, включая взрослых — значит я такой и есть. Дурочка, рёва, трусишка, ябеда и пр., значит так мне и надо.

Ребенок обидел другого, а все вокруг смеются, значит я все правильно сделал, я молодец, можно продолжать в том же духе.

Проблема в том, что словесный буллинг очень быстро перерастает в другие более изощренные формы психологического насилия. А с быстрым распространением соцсетей словесный буллинг становится одной из причин детских самоубийств.

УГРОЗЫ/ЗАПУГИВАНИЕ

К угрозам часто прибегают для того, чтобы подорвать уверенность жертвы. Противостоять подобному психологическому давлению может не каждый взрослый (если сомневаетесь в этом, то почитайте о методиках ведения полицейских допросов).

Драться в ответ на угрозы тоже непродуктивно. Наоборот — это может превратиться в еще один метод издевательства, когда угрозами или издевательствами ребенка провоцируют на драку и представляют зачинщиком перед взрослыми.

Напомним, мы говорим не об обычном конфликте, где после драки может наступить всеобщее братание и поедание мороженого.

Мы говорим о буллинге — намеренном и жестоком агрессивном отношении к ребенку в коллективе.

Выявить подобную форму травли еще сложнее, чем отследить словесный буллинг и оценить степень его вреда.

Ребенок обидел другого, а все вокруг смеются, значит я все правильно сделал, я молодец, можно продолжать в том же духе.

Угроза не высказывается публично, это личностный почти интимный процесс. Угроза подразумевает невозможность обратиться за помощью — тебе все равно не поверят, если пожалуешься я тебя поймаю и изобью и т.д.

Уровень доверия к взрослым людям (учителям, родителям, психологам) должен быть очень высоким, чтобы дети смогли преодолеть страх и рассказать об угрозах в свой адрес.

БОЙКОТ

Самая сложная для выявления разновидность травли — это бойкот. Жертва намеренно изгоняется либо игнорируется частью или всем коллективом.

Это может сопровождаться распространением записок, нашёптыванием оскорблений, которые могут быть услышаны жертвой, унизительными надписями в общественных местах.

При этом напрямую к жертве подчеркнуто никто не обращается. Драться, что характерно, в таких случаях тоже бессмысленно.

Это, напротив, дает булли решающий аргумент — «мы поэтому и не хотим с ним общаться». Но в чистом виде бойкот как форма буллинга встречается редко.

ВЫМОГАТЕЛЬСТВО

Частой формой буллинга является вымогательство в сочетании с угрозами физической расправы или распространения какой-то личной информации.

От жертвы требуют деньги, принуждают воровать деньги или вещи для булли, выполнять школьные обязанности за других и т.д. Есть и более сложные тактики, когда от жертвы требуется выполнить ряд действий, обычно очень унизительного характера, в обмен на дружбу или защиту от других агрессоров.

Подобные методы чаще встречаются среди старшеклассников, но с развитием соцсетей такие разновидности травли можно увидеть даже в начальной школе.

Отследить такую форму буллинга проще, чем бойкот или простые угрозы, так как остаются материальные следы подобных действий.

ПОРЧА ИМУЩЕСТВА

Повреждение имущества, в результате которого могут быть испорчены, украдены или спрятаны одежда, учебники или другие личные вещи, можно также отнести к разновидностям буллинга, но только при наличии других форм агрессии либо если такое поведение по отношению к конкретному ребенку или группе детей повторяется постоянно.

В таком случае необходимо фиксировать все пропавшие вещи, по возможности сохранять чеки. Это очень поможет при сборе доказательной базы.