Я — УЧИТЕЛЬ


Буллинг — это не спонтанный взрыв насилия, а долгоиграющая и хладнокровная политика продуманных издевательств.

Поэтому это всегда вызов школе как образовательному учреждению. И меры по предотвращению буллинга требуются столь же методичные, спланированные и долгоиграющие. По сути профилактика буллинга должна быть заложена в организационной культуре школы.

Что делать, если в классе буллинг?

Требовать от школы гарантий, что в ее стенах никогда не возникнет травля — бессмысленно. Далеко не все зависит от ваших усилий и внимания. Мы говорим о детских и подростковых коллективах, эмоционально незрелых, находящихся в процессе поиска собственного «я». Это сложный этап взросления, чреватый патологиями, одной из которых и является буллинг.

Однако школа должна и обязана сделать все, чтобы дети понимали разницу между конфликтом и травлей. И знали, как решать конфликты, желательно без применения физической силы, а также умели уверенно и твердо противостоять насилию.

Самая распространенная позиция педагогов в ситуации с буллингом в России — мы не должны вмешиваться, дети сами разберутся. Вторая по популярности модель поведения учителя — причем здесь школа, во всем виновата семья/сам ребенок. Логика рассуждений, которая подталкивает школу занимать такие позиции, очень простая. Если у меня в классе зафиксирована травля, то я плохой учитель. Проморгал, не предотвратил, пренебрег симптомами и т.д. Разумеется, такой вывод неприятен для самолюбия и профессиональной состоятельности сам по себе. Поэтому учителя не хотят признавать происходящее в классе буллингом, особенно если это мелкие стычки в виде оскорблений, порчи канцелярии или других методов, которые не связаны с физическим насилием.

Однако есть и более серьезные аргументы в пользу отрицания фактов травли. Учитель думает, что, признавая буллинг в своем классе, он «выносит сор из избы», ставит себя под удар и вредит имиджу школы в целом. Слишком много оказывается поставлено на карту, а значит проще занять выжидательную позицию, возвращаясь к первой успокоительной мысли — все это детские «недоразумения» — в конце концов, дети должны научиться справляться с такими вещами самостоятельно.

! И КАК БЫ ЭТО НИ БЫЛО НЕПРИЯТНО ПРИЗНАВАТЬ ШКОЛЕ — ОБЕ ЭТИ ПОЗИЦИИ ПОЛНОСТЬЮ НЕВЕРНЫ И ДЕСТРУКТИВНЫ. ПО СУТИ, ИМЕННО ТАКАЯ ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ И ПРОВОЦИРУЕТ БУЛЛИНГ, ТАК КАК ЯВЛЯЕТСЯ МОЩНОЙ ПОДДЕРЖКОЙ ПРОИСХОДЯЩЕГО.

Когда же факты травли уже невозможно отрицать или скрывать включается схема — вы/ваш ребенок сами виноваты. Ваш ребенок не вписывается в коллектив, проведите с ним работу, во всем виновата семья и далее по списку.

Где же граница, по которой проходит разделение ответственности между семьей и школой за буллинг в детских коллективах?

Во-первых, за исключением очень редких случаев не бывает так, что виновата только школа или только семья. То, что ребенок столкнулся с буллингом — это общая ответственность, общая проблема и решать ее надо вместе. Попытка школы самоустраниться от одного проблемного случая, от одной «скандальной» родительницы, от одного «странного» ребенка, которого не принимает коллектив, ведет к тому, что буллинг становится сначала привычкой, а потом традицией в коллективе. Чем более старательно школа закрывает глаза на факты травли, тем более нездоровой и опасной становится атмосфера в классах. И тем более велики шансы, что в результате неконтролируемой детской и подростковой агрессии случатся уже непоправимые события.

Во-вторых, травлю в классе не стоит связывать с оценкой конкретного учителя или школы в целом. Буллинг начинается и в гимназиях с высокими рейтингами, и в частных элитных заведениях, и в районных общеобразовательных школах. У вас в классе может быть только что получившая диплом учительница или педагог с огромным стажем и опытом, сильный учитель, имеющий множество наград, или случайно оказавшийся в школе человек с дипломом педагогического колледжа. Квалификация, опыт, высокие показатели успеваемости — ни один из этих факторов не гарантирует, что в классе не случится травли. Поэтому ситуация буллинга должна рассматриваться безотносительно к оценке конкретного учителя. Если что и должно оцениваться, то это реакция педагога на обращения родителей и детей по поводу случаев насилия.

В-третьих, учитель и школа в целом не имеют права игнорировать факты буллинга. Школа несет ответственность за здоровье детей, в том числе и психологическое. Буллинг создает реальную угрозу здоровью и нормальному психическому развитию ребенка. У школы не может быть приоритетов выше. Все разговоры о престиже школы, сохранении традиций, чести и достоинстве коллектива при угрозе здоровью ребенку должны отходить на задний план.

В-четвертых, школа обязана отслеживать и предотвращать те конфликтные ситуации, которые потенциально могут трансформироваться в буллинг. Школьная стратегия по профилактике травли не может носить характер разовых мероприятий или бумажной отчетности. В идеале профилактика буллинга должна быть частью организационной культуры школы. Но в любом случае работа по предотвращению травли — это комплекс последовательных и связанных мероприятий, которые охватывают всех детей (от начальной школы до выпускных классов).
Помимо профилактики буллинга школа должна иметь четкий план действий в том случае, если предотвратить травлю не удалось. Вовремя локализовать буллинг и минимизировать ущерб для всего коллектива — это задача школы.

Что делать учителю?
Собственно, все советы и рекомендации сводятся
к двум главным задачам:

1. Наблюдать
2. Не молчать

Даже если вы ведете всего один-два урока в неделю, не заметить нездоровую обстановку в классе невозможно. Даже просто зайдя в класс на перемене и посмотрев на поведение детей, уже можно сделать некоторые выводы о том, как распределяются социальные роли в коллективе. Кто лидер, кто аутсайдер. Кто популярен, кто напротив к популярности не стремится, заправляют в коллективе девочки или у мальчиков и девочек свои непересекающиеся сообщества по интересам. И уж точно можно заметить, если кому-то клеят бумажку с обидным прозвищем на спину, прячут чей-то портфель, шушукаются над видео в телефоне, ехидно оглядываясь на конкретного ребенка и т.д. Это не значит, что срочно надо бить в набат и кричать «буллинг», но насторожиться и задуматься точно стоит. И точно стоит поделиться своими наблюдениями с классным руководителем и проанализировать реакцию на свои слова. Потому что да, часто буллинг возникает с подачи

Под особое наблюдение в классе должны попадать новички (особенно те, кто приходит в уже сложившийся коллектив), ярко выраженные интроверты (их проще ранить, им сложнее налаживать социальные связи, им сложнее выразить свои чувства), «белые вороны» (те, дети, которые чем-то сильно выделяются на фоне остального коллектива).
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ БУЛЛИНГ В АКТИВНОЙ ФАЗЕ?

Если травля перешла в активную фазу — это нельзя не заметить.

Останавливайте и действуйте по обстоятельствам, если видите оскорбления, драки, неуместные шутки. Выявляйте зачинщиков. Если ребенок нарушил устав школы, вызывайте родителей и привлекайте руководство школы.

Если до грубых нарушений и физического насилия дело не дошло, проводите беседу со всеми участниками конфликта.

Бездействовать в травле — должностное преступление. Бездействуя, вы поощряете агрессоров, даете разрешение на дальнейшие издевательства.

Не делите детей на жертву и виновных. Не закрепляйте статусы. Ваша прочувственная речь, о том, что Леночка плохо успевает в учебе, но это не повод ее дразнить, может убедить детей, что они все правильно поняли. Леночка-дурочка, значит они правильно расставили социальные роли. Значит можно продолжать в том же духе.

Не молчите. Разговаривайте с детьми, моделируйте конфликтные ситуации, разбирайтесь в сложившейся системе отношений в классе. Покажите, какие границы нельзя переступать ни в каком случае.

Зовите педагога-психолога. Вмешательство третьей незаинтересованной стороны всегда полезно. В том числе и для вас. Дети, даже подростки, в силу возраста и малого жизненного опыта еще не умеют самостоятельно выходить из конфликтов.

Вызывайте родителей. Вы не справитесь в одиночку. Возможно корни проблемы лежат дома, в семье. Вы не увидите всей картины, если не поговорите с родителями и жертв, и агрессоров.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ НЕ СПРОВОЦИРОВАТЬ БУЛЛИНГ СОБСТВЕННЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ?

Оценивайте поступки, а не детей. Старайтесь не использовать оценочные слова «плохой», «хороший», «дурак», «лентяй», «трусишка» и другие.

Избегайте появления «любимчиков» и «изгоев». Конечно все дети разные, и кто-то вам симпатичен, ну а некоторые дети попали к вам в класс не иначе как за грехи в прошлой жизни, большие! Но ребенок не виноват в том, что он вас раздражает, не нравится, бесит. А вот явное благоволение одним и пренебрежительное отношение к другим создает прямо таки питательный раствор для травли в вашем классе.